Телефоны рекламного отдела "Янаўскага краю" +375 1652 2 15 02 +375 29 635 01 17 Email: zviazda@brest.by

Экономика

Оформляйте ценники правильно

Количество просмотров:

При проведении контрольных мероприятий в объектах торговли и общественного питания Пинским межрайонным комитетом государственного контроля Брестской области наряду с иными  нарушениями выявляются нарушения и недостатки при оформлении ценников на товары.

Выявляются случаи не оформления – отсутствия ценников на товары,  нечитаемой информации на ценниках, указания неверного или неполного наименования товара, маркировки товара стикерами с указанием только цены без оформления ценника, указания на ценнике производителя, поставщика вместо страны происхождения товаров, и другое.

Ценник – это бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах.

В настоящее время в соответствии с пунктом 22 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила продажи), продавец обязан обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника.

Не обеспечение данного требования влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь в  виде штрафа в размере до 10 базовых величин. Нарушение, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин согласно части 3 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь.

На ценнике в обязательном порядке должна быть нанесена информация, указанная в пункте 22 Правил продажи, на белорусском или русском языке. Наименование товара должно быть указано полное, присвоенное изготовителем, цена за единицу товара должна быть в белорусских рублях (кроме случаев, установленных законодательством). При указании страны происхождения товара допускается написание как ее полного, так и краткого названия.

При осуществлении розничной торговли в нестационарных торговых объектах допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены товаров и страны происхождения. При этом работник продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования, цены товаров и страны происхождения товаров, а также наименования и цены предоставляемых покупателю услуг.

При продаже швейных, верхних и бельевых трикотажных, корсетных, чулочно-носочных, меховых изделий, головных уборов, обуви, галантерейных товаров, печатной продукции методом самообслуживания единый ценник может не выставляться.

В объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах, скидках продавец доводит до сведения покупателя посредством меню, винной карты, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг.

В меню содержатся перечень расположенной в определенном порядке продукции общественного питания, товаров, предлагаемых покупателю в определенный период, с указанием массы, объема или другой меры единицы изделия (порции), цены товаров, продукции общественного питания, а также подпись лица, уполномоченного продавцом, дата оформления меню. В винной карте указываются перечень алкогольных напитков, реализуемых в розлив, емкость потребительской тары и цена алкогольных напитков, а также объем и цена порции (объем порции устанавливается по усмотрению продавца).

В случае наличия в пищевых продуктах генетически модифицированных составляющих (компонентов) продавец обязан довести до сведения покупателей не только на потребительской таре, но и на ценнике информацию о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов).

На ценниках может быть указана и иная информация о товарах, продукции общественного питания, предусмотренная Правилами продажи.

При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров – распродажи, выставки-продажи, предоставление скидок и другие, ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами Республики Беларусь запрещено.

Запрещено вкалывание держателей ценников в пищевую продукцию, установка ценников непосредственно на неупакованную пищевую продукцию и (или) погружение ценников в пищевую продукцию.

Помимо обязательной информации, предусмотренной законодательством, продавец вправе выбрать внешний вид, оформление ценника самостоятельно. Ценники, как правило, имеют один размер, одно цветовое решение, эстетический вид, нанесенную информацию четким разборчивым одинаковым по размеру и типу шрифтом, удобным для прочтения потребителями.

Со вступлением в силу через три месяца после официального опубликования Правил продажи в новой редакции – в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 №824 предусмотрено ряд нововведений и к порядку оформления ценников на товары.

Так, ценником будет являться бумажный или иной визуально доступный для покупателей носитель информации, в т.ч. с электронным отображением информации, использованием грифельных досок, стендов, световых табло, используемый как средство доведения до покупателей информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах.

Уточнены способы представления информации о товарах и ценах на них в зависимости от методов продажи товаров, вида торгового объекта и оборудования, в т.ч. и на ценниках. Также цена должна будет быть указана на продовольственные товары за 1 килограмм или 1 литр, масса или мера которых составляет менее (более) 1 килограмма или 1 литра.

Продавец обязан будет продать покупателю товары, продукцию общественного питания по цене, указанной на ценнике (в меню), за исключением случаев продажи товаров, продукции общественного питания по более низкой цене. При размещении пищевых продуктов в холодильном оборудовании, продаже товаров в киосках, палатках, неизолированных торговых объектах, автомагазинах с использованием передвижных средств разносной торговли будет допускаться вместо ценников выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием информации, предусмотренной для ценника.

Соблюдение несложных правил оформления ценников, внимательное изучение  установленных требований законодательства и правильное их применение поможет не допускать нарушений и, как следствие, избежать ответственности.

И.И. ЛОСИЧ, ревизор Пинского МКГК Брестской области.