Телефоны рекламного отдела "Янаўскага краю" +375 1652 2 15 02 +375 29 635 01 17 Email: zviazda@brest.by

Экономика

Знать и защитить свои права

Количество просмотров:

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С 2000 года в Республике Беларусь Указом Президента на государственном уровне учрежден День потребителя — 15 марта.

Международная Федерация потребительских организаций традиционно каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В текущем году День потребителя и весь последующий год пройдет под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Сегодняшнее интервью – с начальником отдела экономики Ивановского райисполкома Татьяной Владимировной Юруть.

— Татьяна Владимировна, кто может считать себя потребителем?
— Каждый человек может считать себя потребителем, так как все мы что-то потребляем: товары, услуги, информацию и многое другое.
— Какие права у нас как потребителей имеются?
— Прав у потребителей достаточно много, однако об их реализации мы задумываемся нечасто.
В настоящее время действует Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», которым определены общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей. Данный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, получение информации о товарах (работах и услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов.
В целях обеспечения надлежащей защиты прав потребителей, обратившихся в Ивановский районный исполнительный комитет, и в соответствии с распоряжением председателя райисполкома я наделена полномочиями рассмотрения заявлений, обращений, жалоб потребителей и организаций, а также разъяснений законодательства среди населения по вопросам защиты прав потребителей.
В районе нет общественной организации, которая занималась бы этими вопросами, но существует Брестская областная организация общественного объединения белорусского общества защиты потребителей, которая рассматривает заявления потребителей, оказывает квалифицированную помощь.
Потребители также вправе обращаться в суд с иском о защите своих прав.
— По каким нарушениям чаще всего обращаются потребители?
— Чаще всего к нам обращаются за разъяснением своих прав при покупке товара ненадлежащего качества.
Я еще раз хочу напомнить гражданам, что при покупке товара ненадлежащего качества вы вправе обратиться к продавцу, изготовителю, поставщику с претензией на качество товара. От продавца или изготовителя вы можете потребовать либо возврата денег, либо ремонта, либо замены товара, либо компенсации за некачественный товар. От поставщика — первоначально только ремонта: деньги поставщик выплачивает, только если не сможет отремонтировать товар. В течение семи дней вам должны вернуть деньги, если уже есть официальное заключение о наличии в товаре производственных недостатков и проведение экспертизы не требуется, на ремонт товара дается 14 дней, а на обмен — один месяц. Если у продавца возникают сомнения в недостатках товара, то он может провести экспертизу с привлечением независимых экспертов. Тогда срок возврата денег увеличивается до 14 дней. Разумеется, если экспертиза будет не в вашу пользу, то о возврате денежных средств речи вообще идти не может. К тому же, в таком случае стоимость проведения экспертизы возмещает потребитель.
— При каких условиях покупатель может обменять или вернуть товар обратно и какова схема действий при этом?
— Покупатель имеет право на обмен и возврат непродовольственного товара надлежащего качества.
В течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара потребитель вправе вернуть его или обменять на аналогичный товар другого размера, формы, цвета,  в случае необходимости, произведя необходимый перерасчет с продавцом. Требование потребителя в обмене или возврате подлежит удовлетворению только в том случае, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (кассовый чек, отрывной талон и т. д.).
— Существует перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Какие товары относятся к этой категории?
— Действительно, есть перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Это такие товары, как белье нательное, чулочно-носочные изделия, метражные товары, изделия из драгоценных металлов, бижутерия, технически сложные товары бытового назначения, мебельные гарнитуры, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, печатные издания, лекарственные средства, цветы живые, семена, табачные изделия, элементы питания и прочее.
— Как правильно поступить гражданину в случае некачественно выполненной работы?
— В первую очередь, нужно обратиться к исполнителю выполненной работы. Недостатки должны быть устранены исполнителем в течение 14 дней, если более длительный срок не оговорен согласием сторон, то есть в договоре.

Беседовала Анастасия САМЧЕНКО.
Фото Валерия Михальчука.