Не хлебом единым живет человек
С годами вокруг нас меняется природа, обычаи и традиции. Памятными становятся события, бессмертными подвиги… Так пишется история, которую мы
изучаем и бережно храним в архивах и… народном творчестве.
С этого места я начинаю свой рассказ об Ольге Григорьевне Мацукевич, как о женщине, оставившей весомый след в истории Мотоля.
Сразу отмечу, она личность неординарная. И сама про себя говорит, что по типу характера – ярко выраженный холерик. Ольга Григорьевна за словом в карман не полезет. О таких говорят: спорить с ней – себе дороже. С детства могла постоять за себя и за других. Так, постоянный конфликт с учительницей алгебры на выпускном экзамене привел к тому, что она отказалась отвечать по билету и вышла из класса. Оценку ей поставили по годовой, а конфликт замяли, т.к. экзамен должна принимать комиссия из трех человек, а два ее члена были заняты прополкой огородов. Зато геометрию принимал известный в Мотоле учитель Вадим Леонидович Новицкий, и она ответила на пятерку.
Не одно поколение помнит борьбу с религией, называя ее пережитком прошлого. Коснулось это и Мотоля.
– Не однажды хотели закрыть нашу церковь. Первый раз, когда отца Фёдора (в миру Ефимович Фёдор) перевели служить в Пинский район. Мотольский приход в то время – это был не только Мотоль, но и близлежащие деревни, и люди жили глубоко верующие. Моему деду удалось найти священника, но вскоре власти вынудили и отца Николая оставить приход, – рассказывает Ольга Григорьевна. – Я вовлеклась в эту работу. Помогала писать письма и собирала подписи, а Любовь Филипповна Новик, поскольку училась в Минске, отвозила их по адресам. Писали в епархию, ЦК партии Беларуси. Таким образом священника вернули и церковь не закрыли.
В конце 60-х годов в Мотоле работало две средние школы, две сельские библиотеки, больница, клуб, в котором «крутили» кино, а Дома культуры не было. Вот здесь завертелась настоящая борьба верующих с атеистами. По первому плану здание СДК должно было расположиться не просто на церковной территории, но и соприкасаться угол в угол. А это значило, что церковь придется снести. Двадцать тысяч рублей предлагал Афанасий Андреевич Стригунов, председатель колхоза, тому, кто снесет церковный забор, но таких не нашлось.
– Ходоки-мотоляне доехали до Москвы, до Брежнева. К сожалению, об этом факте известно очень мало. В составе группы был и мой дед, – продолжает Ольга Григорьевна. – Речь о строительстве тут же затихла и вскоре появился новый проект, по которому Дом культуры закрывает собой церковь. Для этого с площади пришлось убрать сквер, от аллеи лип осталась только одна – очень редкой породы – шаровидная, которую я не раз отстаивала у строителей при реконструкции
площади.
В ходе разговора я поведала Ольге Григорьевне историю создания Мотольского музея, т.к. присутствовала на историческом заседании. Строился он более десяти лет и первоначально планировался под колхозный музей. На то время был собран большой исторический и патриотический материал о прошлом Мотоля. Для решения вопроса, каким быть музею, прибыло 15 человек из Министерства культуры, института культуры… Посмотрев экспонаты «Музея боевой и трудовой славы колхоза «40 лет Октября», они не увидели «изюминку» для нового музея. Это слово любил повторять один из представителей делегации. Проговорили полдня и ни за что не могли зацепиться. Председателя колхоза Владимира Ивановича Балюка «холера брала»: в хозяйстве убирают зерно, а тут «спецы» в своем вопросе не могут определиться. Он и внес деловое предложение. Сказал, что Мотоль невероятно богат историей. Здесь сохранилось много старинных традиций, студенты записывают песни и обряды, пословицы и поговорки. Пятидневная свадьба – это целый спектакль.
И подытожил свое предложение тем, что пообещал завершить строительство и взять в штат работника, который будет заниматься сбором экспонатов для музея. Им стала Анна Владимировна Калилец. Руководить процессом назначили секретаря парткома Петра Павловича Пташица.
– Двадцать лет я проработала в детской библиотеке, – рассказывает Ольга Григорьевна, – а в 1988 году мне предложили возглавить завершение строительства и в последствии быть директором музея. На тот период стояло блочное здание, а все внутренние и наружные работы предстояло выполнить, как говорят мотоляне, «сруб да латы – половина хаты». Работа бригады колхозных строителей меня не устраивала. Обратилась к заведующему отдела культуры В.В. Шеляговичу и поставила вопрос ребром: бригада, которую соберу сама, или ухожу. Здание должно быть эталоном полесского зодчества. Меня поддержали. Сдали здание в эксплуатацию и начался новый этап работы – оформление музея. Оказать помощь приехали работники областного краеведческого музея. И здесь случился конфликт. Их заинтересовала церковь, но вовсе не как место духовной культуры, а как кладезь интересных экспонатов для областного музея, которые я не позволила забрать. Когда встал вопрос об оформлении экспозиций, мы поехали к ним за помощью, но нам в довольно неприличной форме указали на дверь, установив срок в три месяца для освоения музейного дела. Соратников нашли в Пинском краеведческом музее. На открытие пригласили много гостей, но «забыли» про коллег из областного управления. Они, как наше вышестоящее руководство, вскоре известили нас о проведении областного семинара, на котором мы удивили всех музейных работников области. Первыми в республике применили анимационные программы, живой звук и выступление самодеятельного театра…
Параллельно со строительством шел и сбор экспонатов, а я еще одновременно с М.П. Горупой занималась оформлением литературной гостиной в Доме культуры. Мне дали наличными 20 тысяч советских рублей. С А.В. Калилец поехали в Минск за мебелью, картинами, портретами, сервизами. Два столовых гарнитура «Элеонора» стали украшением зала русской классической литературы, а в белорусском – стоял красивый плетеный стол и стулья-качалки, керамическая посуда. На стенах – портреты, а в шкафах, под старину, стояли издания классиков литературы. Здесь проводились мероприятия районного уровня – литературные вечера и встречи с известными людьми, регистрации браков, музыкальные
«огоньки».
Ольга Григорьевна и здесь проявила изобретательность, которая со временем стала «изюминкой» музея. Теперь и не помнит, как ей в голову пришла идея создать самодеятельный фольклорно-этнографический театр «Мотольские соседки», в котором легко и задушевно пели, в основном, соседи одной улицы, а в постановках участвовали любители самодеятельности. Спектакль «С улыбкой и всерьез» был создан на местном диалекте, поговорках, мотивах и бытовых сценах, всё сопровождалось народными песнями, которые пели в Мотоле.
– Перед кем мы только ни выступали. Нил Гилевич – известный белорусский поэт – смотрел постановку с группой молодых поэтов Беларуси и удивлялся: как сохранилось такое наследие? Одежда артистов была самобытной. Кроме того, каждый принес ее из своего дома. А когда ему сказали, что это все поставлено «с натуры», то он дал дельный совет: увековечить такое наследие в музее.
Единогласно пришли к мнению: изюминкой музея должен стать живой звук мотольского наследия, с его неповторимым местным колоритом.
Первая постановка имела большой успех. Коллектив выступал в Минске во Дворце профсоюзов, неоднократно в Польше, его показывали по телевидению.
– Если бы ты видела, как нас пренебрежительно встретили в столице операторы сцены на театральной декаде, куда мы были приглашены, – вспоминает Ольга Григорьевна. – Кто придет смотреть деревню? Здесь на профессиональных спектаклях были полупустые залы. И мы, конечно, расстроились. А когда поднялся занавес, в зале был полный аншлаг. Простая, без наигранности, игра актеров, образность, речевое богатство, доступный юмор очаровали зрителей. К нам на сцену поднялся министр культуры Ю.М. Михневич и в конце благодарственной речи сказал: «Вам присвоено звание «народный»».
Памятным осталось выступление после областной сессии депутатов. Нас сердечно благодарил Владимир Николаевич Гетманчук – заместитель председателя облиспокома, и на вопрос: «Может какая помощь нужна?», одна из женщин сказала: «Очень плохо с топливом». И нам каждому выделили по три тонны торфа.
В репертуаре театра были обрядовые постановки «Мотольская свадьба», «Каравай», «Обряд свахи», «Пасха», «Масленичныя забавы», «Цыгане»… И это было все про Мотоль, истории повседневного быта мотолян, их традиции. Автором всех постановок была
О.Г. Мацукевич.
7 января 2002 года труд коллектива музея, в числе первых, был оценен высокой наградой – дипломом специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» в сфере музейного дела.
– Начало 2000-х годов было периодом создания агроусадеб. Для популяризации их работы прибыла делегация с председателем правления ОО «Отдых в деревне», – рассказывает Ольга Григорьевна. – В стенах музея мы провели мини-фест мотольской кухни, чем очень удивили гостей. Они настояли провести такое мероприятие с привлечением широкой публики. И прежде, чем фестиваль «Мотальскія прысмакі» стал традиционным и уникальным, пришлось доказывать, что это позволит Мотолю стать популярным и интересным для туристов. Я написала канву проведения праздника, заложив в основу традиции проведения спассовского кирмаша в Мотоле, который проходил еще со времен королевы Боны. Совместно с Л.С. Касперович составили сценарий и обошли всех ведущих мотольских предпринимателей и, сообща, сделали то, что теперь стало местом встреч родственников и друзей. С каждым последующим фестом ширится его кулинарная биография. Но меня до сих пор «огорчает» его название. Я предлагала, и со мной согласятся коренные мотоляне, что у нас есть слово «высмаки». «Прысмаки» – приправа к блюдам, а «высмаки» – еда, которую ежедневно не каждый может себе позволить. Да уже и не важно, главное, он вырос от районного праздника до международного фестиваля. Он стал праздником, которого ждут. Наш общий труд в 2007 году был удостоен диплома І степени в номинации «Лучший туристический объект» в конкурсе «Пазнай Беларусь».
Скромный труд Ольги Григорьевны, как она считает, тоже оценен по достоинству: Почетными грамотами Совета Министров Республики Беларусь, Брестского областного Совета депутатов и управления культуры облисполкома.
В наши дни музей является одним из самых востребованных туристических объектов региона. Интерактивные мероприятия, обрядовые экскурсии, выступления «Мотольских соседок» делают посещение музея ярким и запоминающимся. И в этом собранном богатом наследии есть неоценимый вклад героини моего очерка. Скажу без преувеличения и лести: мотольский музей – это памятник, прежде всего, Мотолю и всем мотолянам!
Людмила Сергеева.