Телефоны рекламного отдела "Янаўскага краю" +375 1652 2 15 02 +375 29 635 01 17 Email: zviazda@brest.by

Образование

Извечная сила познания

Количество просмотров:

Убеждение – это не начало, а венец всякого познания.

Иоганн Гёте.

Люди как реки. Вода во всех реках одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, но иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.

Вот это «самим собою» и определяет личностный вклад в общее дело, предусматривает профессиональный расцвет члена  коллектива, в том числе и педагогического, где ни один учитель не может быть универсальным воплощением всех достоинств.Но вместе с тем, каждый – есть частица единого целого – источника интеллектуальной, моральной, эстетической, физической, психической, эмоциональной культуры. Это, по-моему, и есть «единство взглядов», «одно дыхание» в поиске любой истины, тем более учебно-воспитательной. Если в педагогическом коллективе господствует это «одно дыхание», всегда при обнаружении истины будет найдено и ее основание, на котором она покоится. В познании же не должно быть торопливости. Поэтому тот, кто хочет исследовать истину, не должен избегать доказательств, перепрыгивать через аргументы – необходимое средство доказательств, – иначе ему придется возвращаться к началу и пересмотреть все заново, ибо он никогда не придет к познанию, так как суть любой педагогической проблемы не в полноте познания, а в полноте разумения. А доказать – это значит понять, осознать, уразуметь.
Эти ценнейшие педагогические истины Мария Михайловна Катеринич проверила на практике.

Стремление к познанию


Интерес к познанию вырабатывался у Марии Михайловны с самого раннего возраста, когда девочка переступила порог Сычевской школы и ощутила светлую радость от проникновения в мир науки. Это одобрял и этому радовался отец девочки Михаил Васильевич. Познав ценность грамоты после окончания  польской школы,  он читал запоем, хотя с наукой связан не был. Отец регулярно посещал родительские собрания троих своих дочерей, не доверял это святое (как он всегда называл) дело даже матери, следил за продвижением своих девочек в науке, по праву гордился успехами детей.
– Мне повезло в жизни, – вспоминает Мария Михайловна, – у меня было счастливое детство, прекрасные учителя в школе, верные друзья. Я полюбила уроки математики благодаря Клавдии Григорьевне Свитич – человеку, преданному науке, прекрасно знающему свой предмет, влюбленному в педагогику, в совершенстве владеющему методикой преподавания математики. Именно она и Инесса Моисеевна Гулевич стремились воспитать нас людьми интеллигентными, преданными науке, всю жизнь стремящимися к познанию. Что касается меня, то им это удалось. Моим принципом жизни до настоящего времени осталось  утверждение, смысл которого я постигла в студенческие годы, что «должно стремиться к познанию не ради споров, не для презрения других ,  не ради выгоды, славы, власти и других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни». Постичь ценность и жизненную необходимость этого логического постулата помогли мне умнейшие из умнейших моих институтских светил: Михаил Григорьевич Шраер, преподаватель математического анализа, Василий Иванович Журавский, преподаватель высшей алгебры, Варвара Генриховна Линевич, преподаватель аналитической геометрии. Подробнейшие конспекты по этим дисциплинам я хранила все время работы в школе, работала по ним и, как ни странно, храню по сей день. Под руководством Василия Ивановича Журавского подготовила научную работу «Теорема Лиувилля для комплексных чисел», выступила с ней на научной конференции и получила достойную оценку. Через некоторое время меня пригласили на кафедру математики, но в ту пору этому большого значения не придала и отказалась: я работала тогда экскурсоводом в музее Брестской крепости и делала это с большим удовольствием.

Огонек жажды знаний


Так, давно мечтая о творческом учительском деле, Мария Михайловна оказалась в Вороцевичской средней школе, попав под чуткое непосредственное руководство Ирины Петровны Нагурной, квалифицированного математика, руководителя высокого уровня, душевного человека. Она смогла доказать и показать на практике, что урок математики дает широкие возможности для умственного воспитания и поиска путей познания. Поэтому Мария Михайловна за три с половиной десятилетия работы в школе никогда никому не передавала свои классы, а доводила до выпускного, чтобы увидеть результат своего труда и доказать коллегам, что в процессе целенаправленной самостоятельной работы по математике совершенствуется тонкая кропотливая воспитательная работа, которую можно назвать руководством самоутверждения каждого юноши и девушки, «обдумывающих житье». Перед тем, как начать занятия в пятом классе, каждый раз молодая учительница на первом педсовете рассказывала учителям, каких результатов в  познании ей удалось достичь на уроках и внеклассной работе по математике.
Специальные уроки учительница посвящала рассуждению над условием задачи. Пока пятиклассник, убеждена она, не научился решать задачу в общем виде, нечего и думать об успешном обучении математике. Постепенно Мария Михайловна начинала вводить буквенные обозначения величин, и рассуждения над задачами становились еще интереснее. В руководстве познанием математических истин она учитывала и то, чем ярче, понятнее ученику зависимость между конкретными вещами и обобщениями, тем глубже субъективное переживание: я познаю истину, открываю ее, она становится моим духовным приобретением. Вот почему учительница строила уроки так, чтобы в конкретных, наглядных объектах юноши и девушки видели теоретические закономерности, зависимости, отношения, правила, законы.
– Готовя предстоящий урок, – вспоминает Мария Михайловна, –  я думала о том, где, в чем зажигаю искорку жажды знаний, как донесу ее до юных сердец. Решение этой задачи, убеждена я, зависит от того, насколько глубоко мои ребята ощущают себя исследователями, открывателями истины. Чем глубже это чувство у них, тем больше хочется им знать. Но попытки мои улучшить урок внеклассной работой по математике, возбудить интерес к уроку вне урока были напрасными. Неслучайно, давая предусмотренный тематическим планом круг знаний, в то же время я раскрывала вторую программу – программу знаний необязательных. Не столь важными считаю те знания, которые выходят за пределы школьной программы. Они определялись и развитием науки, и кругозором, средой, которая окружала моих учеников, и  их индивидуальными склонностями, интересами, призванием. Последнее особенно, по-моему, важно: по математике, например, границы второй программы у одного ученика шире, у другого уже. Расширение этих границ зависит от ученика, но первый толчок, первая искра, которая зажигает огонек жажды знаний – это моя собственная культура, мой кругозор, эрудиция.
Коллектив уже Ивановской СШ №2, куда я была переведена из Вороцевич, был твердо убежден, что от единства обязательной и необязательной программы зависит степень познания математических истин. Изучая в десятом классе раздел «Степень с рациональным показателем. Степенная функция» по математике, Мария Михайловна увидела, что ученикам, которые  с большим трудом усваивали материал, необходима дополнительная информация по разделу программы. Она дала прочитать интересные научно-познавательные брошюры занимательного характера.Чтение стало словно бы толчком, который разбудил интеллектуальные силы. Десятиклассники стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, усилилась роль непроизвольного запоминания. Учительница убедилась, что способность абстрактно мыслить зависит не столько от «груза» знаний, который сохраняется в голове, сколько от того, что продумано, осмыслено.


Уверенность в собственных силах


С 1985 года Мария Михайловна Катеринич продолжает педагогическую деятельность в новом качестве – заместителя директора по учебно-воспитательной работе уже Ивановской СШ №1. Ноша нелегкая, поэтому оставлять коллектив, где приобрела солидный опыт, стала частицей единого целенаправленного движения к четко обозначенной цели, не хотела, считая переход в новую школу в некоторой степени предательством. Но решилась: слишком убедительными были просьбы руководителей отдела, радужными обещания и заманчивыми перспективы, да и квартира находилась рядом с новым местом работы. Бывало, что сожалела, страдала, бичевала себя за необдуманный до конца поступок, но выстояла. Появились завистники, желающие все сделать по-своему, вопреки законам справедливости, совести и чести. Амбиций тоже никто не отменял. Поэтому много сил и времени уходило на  «укрощение строптивых», разбор жалоб и кляуз, примирение враждующих сторон. Отбросив все обиды, вновь назначенный завуч с головой окунулась в организацию методической работы, создание и пополнение новыми материалами методического кабинета школы, разработку материалов по диагностике, контролю за учебно-воспитательным процессом. Первое, что было сделано, – это диагностика уровня профессионального мастерства и компетенций учителей школы, диагностика методических затруднений педагогов и оказание им своевременной методической помощи. На основании результатов диагностики Мария Михайловна выступила инициатором создания консультативного центра по коррекционной работе с педагогами различного уровня профессионального мастерства, организации методических тренингов и семинаров по запросам педагогов и на основании проведенных диагностических исследований.Прошло время, статус Ивановской СШ №1 изменился – она переросла в гимназию, первую и единственную гимназию в районе. Изменился устав учебного заведения, содержание обучения, организация учебно-воспитательного процесса, стали другими учебные планы и подходы к созданию гимназических классов. Ведь гимназия, считает Мария Михайловна, выполняет социальный заказ на обучение и воспитание детей, имеющих высокие интеллектуальные способности. Выпускник гимназии должен быть внутренне готов на протяжении всей его жизни пополнять знания, расширять кругозор, повышать квалификацию, уметь решать проблемы, с которыми он столкнется в жизни.
– Опыта работы у коллектива в новых условиях, – сознается Мария Михайловна, – не было почти никакого, зато был стабильный педагогический коллектив высокой квалификации, способный решать самые сложные проблемы в организации учебного процесса при новом статусе.
Сама лично я побывала в минских и брестских гимназиях, скрупулезно изучала опыт работы этих коллективов, вместе с руководителями методических объединений и творческих групп разработали программу мониторинга  здоровья учащихся и качества образовательного процесса. Очень хотелось соответствовать уровню столичных гимназий и гимназий областного центра, хотя учебные планы составляли сами, потом возила в Министерство образования на утверждение. Большим испытанием для всего коллектива стала первая аттестация нашего учебного заведения. Выдержав этот экзамен с честью, педколлектив почувствовал уверенность в собственных силах – мы на правильном пути.
В связи с обновлением учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук неотъемлемой частью гимназического образования наших ребят стала научно-исследовательская работа через систематическую деятельность научного общества учащихся (НОУ). Главную задачу его мы видели в том, чтобы дать гимназистам возможность развивать свои способности в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей. А для того, чтобы наша гимназия стала центром научно-исследовательской деятельности, мы провели большую подготовительную работу. Об эффективности труда нашей гимназии свидетельствуют результаты участия в научно-практической конференции «С наукой в будущее» и количество призовых мест на республиканской олимпиаде разных уровней.
Но Мария Михайловна, сравнительно немалый срок работая главным методистом гимназии, прекрасно понимала, что настало время осваивать и применять на практике новые педагогические технологии, так как для современного педагога владение педагогическими технологиями является неотъемлемой составляющей методической культуры. С этой целью Мария Михайловна на методическом совете вносит предложение об организации внутренних тренинговых курсов по освоению технологии и знакомит с планом этих курсов. Каждое занятие включало две части: теоретическую, знакомящую с одной какой-нибудь технологией (всего 11 занятий: последнее по технологическим методам и приемам организации рефлексии). Второй этап после одиннадцати занятий основывался на практическом использовании одной из технологий в практике преподаваемого предмета при условии, что каждая из десяти технологий будет задействована. Третий этап представлял собой семинар для завучей школ района, где были продемонстрированы образцы уроков по разным предметам с использованием всех технологий. Был и четвертый этап, организованный для учителей района по рекомендации руководителей школ. Так гимназия  г. Иваново стала центром апробации новых педагогических технологий, и на каждом этапе образцовый урок математики готовила завуч, главный методист учебного заведения, потому что быть сторонним наблюдателем ей не позволяла учительская
совесть.


С гордостью нести имя Учитель


– Я не представляю себя в другой профессии, говорит Мария Катеринич. - Если бы было возможным прожить жизнь дважды, я опять пошла бы в педагогический на физмат.Поняла это, когда подошла к финишу. Мне нравилось работать с детьми. Импонировало и то, что большую часть жизни находилась среди умных, образованных людей, от чего и сама становилась интеллигентнее, опытнее. Поэтому всегда старалась не терять квалификацию, вместе с детьми и сама училась: лучше научиться поздно, чем никогда. Я приобщила ребят к республиканской высшей школе математики, многим помогла, вселила уверенность в собственные способности. Высоко ценю страстное стремление к познанию Сергея Константиновича Шумака, активного участника высшей физико-математической школы, окончившего БГУ и двигающего математическую науку, настойчивость и сосредоточенность Иллоны Николаевны Хайко, учителя математики СШ №4 г. Иваново, Сергея Орлова, через много лет не забывавшего тропинку в родную школу, высоко ценящего стремление к познанию, любящего науку и отдающего ей силы, разум и время.
Хочу отметить, что младшая дочь Марии Михайловны, окончив гимназию с золотой медалью, тоже пошла в педагогический, чтобы получить специальность математика-информатика.Старшая же, после окончания медицинского университета, успешно трудится заведующей родильным отделением районной больницы.  
Поэтому я верю, что человек, если он носит имя Учитель, всегда  выстоит, победит все жизненные препятствия и в любые времена, при любой власти останется образцом интеллигентности, эрудированности и преданности науке. Ведь большая душа, как большой костер.

Иван ШПАК.